июня 01, 2010

Правдивая повесть о новозеландской медицине, или Как мы лечили сыну зубы

С зубами у сына проблемы были давно, как только молочные зубки вырастали, так практически сразу же они начинали разрушаться (особенно передние). Все мои попытки как-то полечить зубы еще до отъезда из России встречали стойкое ребенкино сопротивление. Даже самые расчудесные врачи не смогли заставить его перестать орать на осмотре и разжать губы... :( В общем, поехали в НЗ с проблемными зубами, надеясь только, что успеют выпаcть до того, как заболят. Не успели.


Накануне пятилетия сын стал жаловаться на боль в зубике. Как назло, дело было вечером в пятницу. Приняли волевое решение идти на следующий день сдаваться дантисту. Не тут то было... Найти клинику, работающую в выходной и аккредитованную для работы с детьми оказалось нетривиальной задачей. Но мы справились. :) Отправились в соседний городок Lower Hutt (на другой стороне заливчика). Врач очень внимательно осмотрела, но лечить отказалась. Говорит, проблем много, но ребенок нервничает, держать рот открытым долго не сможет, а как сверлить? В общем, ранить нежную детскую психику мы не согласные... У маленьких детей зубки лечат под общим наркозом. А наркоз дают только в больнице, и такая процедура приравнивается к операции...

Денег с нас не взяли, дали направление в больницу Lower Hutt. Приезжайте, говорят, в понедельник с утречка, будет вам счастье. А если будет болеть зуб, давайте парацетамол (ох и любят же они парацетамол от всего на свете выписывать!).


В понедельник рано утром мы, уверенные, что уж теперь-то нас вылечат, примчались на прием. Ага, вылечили, как же! А вы, говорят, вообще в центральном Веллингтоне живете, чего это вы к нам пожаловали? Отправляйтесь в свою районную больничку. (А мы ведь заранее оговаривали, что живем далековато... "Да не проблема", - сказала врач, выписывая нам направление именно в эту пригородную больницу)... В общем, пришлось возвращаться, так ничего и не решив...

К счастью, в тот же день нам досталось свободное время приема в стоматологическом отделении центрального веллингтонского госпиталя. Пришли. Все очень любезно и с комфортом. Молодая приветливая врач, хорошее оборудование... Настраиваюсь на то, что уж сейчас-то, наконец, начнут лечить... Наивная!

Посмотрели, повздыхали, посочувствовали, задарили ребенка добряками... и ничего! Да, говорят, с зубами большие проблемы, будем лечить. Вот только придется ждать месяца три, когда назначат операцию: желающих много, очередь большая, операция под наркозом... Короче, поставили в лист ожидания. А чего делать, спрашиваю, если болеть сильно будет? Нууу, панадольчиком поите, избегайте твердой пищи, в случае чего - приезжайте опять к нам... Так мы опять и ушли ни с чем...

Прошла неделя, другая... Вроде, зуб сильно не беспокоит. Ну, думаю, может, и дотерпим, пока наша очередь подойдет. Эх... Не дотерпели. Зуб в конце-концов начал болеть. Сильно. Есть ребенок не может, рыдает... Время - вечер, что делать: собрались, поехали в emergency, потому как других вариантов просто нет (невозможно же постоянно ребенка на обезболивающих держать). Ждали приема больше двух часов (благо в холле - игровая комната с игрушками для малышни, телевизор... кое-как дотерпели). Кстати, сначала всех ожидающих больных опрашивает медсестра, определяя "степень срочности": не терпящие промедления проблемы, конечно же, решают раньше других...

Измерили давление, температуру, вес, рост... Наконец, пригласили нас "внутрь" на встречу с доктором. Смотровая - такая небольшая комната с необходимым оборудованием и кушетками, разделенная на отсеки занавесками... Сидишь в этом отсеке и слышишь все, что в соседних происходит. :) Другая медсестра еще разок расcпросила, записала, измерила... Пришла, наконец, врач. Долго сокрушалась, что помочь ничем сейчас не может, разве что еще обезболивающее выписать. Но зато она может написать бумажку дантистам, чтобы нам, наконец, поскорее назначили лечение... Пришлось еще раз записываться на прием к стоматологу в больнице, показывать это письмо из emergency, просить, чтобы побыстрее начали нас лечить...

Ура, свершилось! Через несколько дней после последнего посещения врача-дантиста пришло письмо с назначенной, наконец, датой операции... Пришлось перетерпеть еще неделю, дожидаясь "операционного" дня...

Вот такая тягомотина... :(

Дальше все было очень серьезно и волнительно. Как назло, в день "Х" муж улетел в Окленд, так что мне самой пришлось разбираться со всеми больничными вопросами. Очень переживала за свой английский - дело-то ответственное, вдруг что-то важное не пойму или не смогу объяснять. Зря переживала. Мои познания английского прошли полевые испытания на "отлично", поняла, что не пропаду, если что... :)

В общем, наше лечение было назначено на ранее утро в госпитале в одном из городков в пригороде Веллингтона, в получасе езды. Чтобы туда добраться, мы заранее заказали места в специальном микроавтобусе (shuttle), который доставляет пациентов в "лечебно-операционные" корпуса. В Операционном отделении нас уже ждали, как обычно, очень подробно распросили о состоянии здоровья ребенка, взвесили, измерили все, что можно было, отправили переодеваться. Все по-серьезному: ребенку выдали пижаму, усадили на каталку, меня тоже переодели в стерильный комбинезон, бахилы, шапочку... Ребенок смотрел на меня: "Что это ты на себя напялила, мама? Ты такая смешная!" "Так надо, сынок!" Это мне сейчас легко и весело обо все рассказывать, а тогда, в ожидании общего наркоза ребенку, было совсем не до смеха...

Хочу отметить, что мне безумно понравилось отношение персонала, врачей к пациентам. Дети здесь - это святое. Мне несколько раз по очереди медсестра, анестезиолог, врач-стоматолог ооочень подробно поэтапно объяснили, что будет происходить с ребенком, каким материалом будут пломбировать зубы, какой наркоз и каким образом дадут, сколько времени продлится операция, как сын будет отходить от наркоза... Успокаивали, отвечали на вопросы, подробно расспрашивали и снова объясняли... Анестезиолог заверил, что он сделает все, что необходимо, чтобы все прошло отлично. Буквально: "Я понимаю, что вы доверяете мне своего ребенка. Могу со всей ответственностью обещать, что я вас не подведу". :)

Потом мы отправились в операционную. Сын поехал на каталке, по этому поводу очень веселился и вспоминал мультик про Смешариков, как Нюша каталась на кроватке. :) Для сына попросили взять любимую игрушку, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Ну и мамины объятия, конечно. В операционной мне показали оборудование, операционный стол, еще раз кратко объяснили, что будет происходить. Затем показали, как нужно сесть и усадить к себе на колени ребенка, чтобы ему было удобно подышать снотворным газом через маску. Короче, очень бережно, очень ответственно, очень доброжелательно... После того, как я перенесла сына на стол, меня отправили в комнату ожидания... Два часа ходила из угла в угол, ожидая, когда ребенок проснется, и меня позовут к нему. Пару раз меня приглашали к врачу-стоматологу, которая рассказывала, как проходит лечение зубов, спрашивала моего согласия на удаление, показывала снимки, объясняла, почему это необходимо. В добавок пару раз медсестра заглядывала, чтобы сказать, что все идет хорошо и чтобы я не переживала. :)

Когда, наконец, сына вывезли из операционной, меня сразу же пригласили к нему, чтобы он не испугался, когда проснется, а увидел маму. :) Еще пару часов после процедуры мы проведи в послеоперационной. Меня усадили в кресло, застеленное чистыми простынями, усадили ребенка, закутанного в плед, на колени, принесли салфетки, воду, регулярно подходили, чтобы проверить состояние сына. В конце-концов, накормили фруктовым мороженым (чтобы холодом побыстрее снять отек десен и облегчить отхождение местного наркоза)... напоследок задарили зубную пасту, новую щетку, какие-то наклейки, еще какую-то мелочь. Снабдили нас еще одной порцией мороженого, подробными инструкциями (что делать, если...), заказали нам шаттл обратно в город и распрощались, пожелав хорошего здоровья.

Денег не взяли. Ни копейки. Только уточнили, резиденты ли мы (при этом показать паспорта никто не просил)...

Я была очень, очень поражена. И приятно удивлена. Профессионализмом, качеством, отношением, вообще всей обстановкой больницы...

Так что теперь могу сказать, что мое отношение к новозеландской медицине двояко. С одной стороны, оперативная медицина - просто сказка. С другой, если надо попасть к врачу в обычном порядке - очень долгое время ожидания, шаблонные назначения, высокие цены... Так что...

Меня поразило до глубины души, с каким пониманием, заботой и доброжелательностью врачи относятся к маленьким пациентам и их родителям.

PS. Простите, что так много букв. Написала подробно, чтобы показать, как все происходит в новозеландской лечебной медицине. Думаю, это очень отличается от обычной российской практики. Как маме, мне необходимо быть уверенной, что с моим ребенком в случае серьезной ситуации все будет в порядке. И это действительно так. Для детей здесь делают все, что возможно, и делают это на высшем уровне. Несмотря на то, что по всем остальным пунктам новозеландская система здравоохранения очень и очень далека от совершенства (на наш взгляд), я очень довольна нашим "лечебным" опытом. Такого доброго, трепетного отношения к пациентам я не встречала за всю мою жизнь ни разу... :)

1 комментарий: